Маркеры компетенций ICF. Полный обзор

Компетенции ICF Коучинг ICF

Что такое маркеры ICF и почему они так важны?

Для тех, кто стремится к вершинам мастерства в коучинге и задумывается о сертификации PCC ICF, понимание этих маркеров – ключ к развитию. Это не просто формальный список, а ориентиры, которые помогают нам, коучам, расти и совершенствоваться.

Маркеры PCC – это как карта сокровищ, где каждое сокровище – это грань нашего профессионализма. Они показывают, как проявляются Ключевые компетенции ICF в реальной беседе, на уровне опытного коуча.

  • Устанавливать контакт: Создаем ли мы доверительную атмосферу, где клиент чувствует себя в безопасности и открыт к исследованию?
  • Активно слушать: Действительно ли мы слышим не только слова, но и эмоции, стоящие за ними? Умеем ли мы отражать услышанное так, чтобы клиент чувствовал себя понятым?
  • Задавать сильные вопросы: Пробуждают ли наши вопросы глубокие размышления и помогают ли клиенту находить собственные ответы? Избегаем ли мы наводящих вопросов?
  • Прямое общение: Говорим ли мы ясно и по существу, фокусируясь на целях клиента?
  • Создавать осознанность: Помогаем ли мы клиенту увидеть новые перспективы, осознать свои сильные стороны и зоны роста?
  • Разрабатывать план действий: Поддерживаем ли мы клиента в создании конкретных шагов и определении ответственности?
  • Планировать и ставить цели: Совместно ли мы определяем четкие и вдохновляющие цели, которые ведут клиента вперед?
  • Управлять прогрессом и ответственностью: Поддерживаем ли мы клиента в следовании плану и помогаем ли ему оставаться ответственным за свои решения?

Давайте посмотрим на некоторые из этих важных индикаторов. Они помогают нам оценивать, насколько мы умеем:

Важно помнить, что эти маркеры – не догма, а ориентир. Они помогают нам развивать нашу интуицию и мастерство, делая каждую сессию максимально ценной для клиента.

Для начинающих коучей эти маркеры могут стать отличным инструментом для самоанализа и определения зон роста. Регулярно возвращаясь к ним, вы сможете отслеживать свой прогресс и понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Знание Этического кодекса ICF и его применение является обязательным требованием для всех уровней коучинга. Кандидат, соответствующий уровню PCC, демонстрирует, что его поведение в коучинговом процессе соответствует Этическому кодексу ICF и он стабильно пребывает в роли коуча.

Быть коучем ICF – значит действовать в каждой сессии в соответствии с высочайшими стандартами, которые заложены в Этическом кодексе ICF.

Когда коуч демонстрирует поведение, соответствующее Этическому кодексу ICF, это говорит о его зрелости и глубоком уважении к профессии и клиенту. Это не просто следование правилам, это внутренняя позиция, которая проявляется в каждом слове и действии.

Для тех, кто стремится к профессиональному росту и сертификации ICF, понимание и применение этических принципов – неотъемлемая часть развития. Это то, что отличает настоящего профессионала.

Воплощение коучингового образа мышления, открытого, любознательного, гибкого и ориентированного на клиента, — это процесс, требующий постоянного обучения и развития, ведения рефлексивной практики и подготовки к сессиям. Эти элементы проявляются на протяжении всего профессионального пути коуча и их нельзя в полной мере уловить в отдельный момент времени. Тем не менее, некоторые элементы этой компетенции могут быть продемонстрированы в рамках коучинговой беседы.

Эти конкретные проявления поведения отражены и оцениваются в следующих маркерах PCC: 4.1, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.5, 7.1, и 7.5. Как и в других компетенциях, коуч должен продемонстрировать минимальное количество этих маркеров ICF, чтобы пройти ассесмент на уровень PCC. Все элементы этой компетенции также будут оценены во время письменного тестирования на сертификацию ICF (Coach Knowledge Assessment, CKA).

Коучинговый образ мышления — это не абстракция. Это активное присутствие, искреннее любопытство и глубокое уважение к клиенту, проявляющиеся в каждом слове и вопросе коуча. Это постоянная практика, которая делает нашу работу по-настоящему трансформационной.

Компетенция №3 – фундамент, на котором строится доверие и результативность коучинговой сессии. Это как закладывать маршрут перед путешествием: без четкой карты и понимания пункта назначения легко сбиться с пути. Именно здесь, в самом начале, мы с клиентом создаем общее видение и берем на себя взаимную ответственность за процесс и результат.

Маркер 3.1: Коуч в партнерстве с клиентом выявляет или уточняет, что клиент хочет достичь в этой сессии.

Здесь начинается совместная работа по фокусировке. Часто клиент приходит с общим запросом или проблемой. Наша задача – помочь ему трансформировать это в конкретную, достижимую цель именно на эту сессию. Это наш компас на ближайшие 45-60 минут. Важно помнить: цель формулирует клиент, коуч лишь помогает сделать ее ясной, как кристалл.
Примеры вопросов-маркеров:

  • «Что бы вы хотели получить к концу нашей сегодняшней встречи, чтобы сказать: ‘Да, это было именно то, что мне нужно’?»
  • «С каким конкретным результатом вы хотите уйти из этой сессии?»
  • «Если бы наша сессия была максимально успешной для вас, то что бы стало ее измеримым итогом?»
  • «На чем самом важном для вас мы могли бы сфокусироваться сегодня?»

Маркер 3.2: Коуч в партнерстве с клиентом выявляет или уточняет критерий(ии) измерения успешного результата этой сессии.

Цель без критериев успеха – как корабль без маяка. Как мы поймем, что достигли пункта назначения? Критерии делают результат осязаемым, измеримым. Это может быть новое понимание, конкретное решение, план действий, изменение состояния. Важно, чтобы клиент сам определил, как он узнает, что получил то, за чем пришел.
Примеры вопросов-маркеров:

  • «Как вы узнаете, что достигли [результата из п. 3.1] к концу нашей сессии?»
  • «Что должно произойти здесь, в нашем разговоре, или что вы должны почувствовать/понять, чтобы считать эту сессию успешной?»
  • «По каким признакам, внутренним или внешним, вы поймете, что мы на верном пути и достигаем цели сессии?»
  • «Представьте, что сессия завершилась успешно. Что именно даст вам знать, что успех достигнут?»

Маркер 3.3: Коуч спрашивает или исследует, что важно или имеет глубокий смысл для клиента в том, чего он хочет достичь в ходе этой сессии.

За каждой целью стоит нечто большее – ценности, потребности, мечты клиента. Понимание ‘зачем’, ‘почему это важно’ дает невероятную энергию и мотивацию для работы. Когда мы соединяем цель сессии с глубоким смыслом для клиента, мы открываем доступ к его внутренним ресурсам. Это переход от ‘что я хочу’ к ‘почему я этого хочу’.
Примеры вопросов-маркеров:

  • «Почему для вас важно достичь этой цели именно сейчас?»
  • «Что самого ценного для вас в получении этого результата?»
  • «Как достижение этой цели связано с вашими большими жизненными целями или ценностями?»
  • «Что изменится в вашей жизни или работе, когда вы достигнете того, чего хотите в этой сессии?»

Маркер 3.4: Коуч и клиент в партнерстве определяют, что, по мнению клиента, нужно рассмотреть, чтобы клиент достиг желаемого результата этой сессии.

Здесь мы снова работаем в партнерстве, клиент – главный эксперт по своей ситуации, а коуч помогает структурировать путь к цели сессии. Это создает ясность и управляемость процесса.
Примеры вопросов-маркеров:

  • «Итак, чтобы достичь [цели сессии], что нам с вами сегодня нужно обсудить или исследовать в первую очередь?»
  • «Какие ключевые вопросы или темы нам стоит затронуть, чтобы вы получили желаемый результат?»
  • «На чем нам важно сфокусироваться, чтобы максимально эффективно использовать время нашей сессии?»
  • «Что, по вашему мнению, может помешать нам достичь цели сессии, и как мы можем это учесть?»

Компетенция №4 — фундамент, на котором держится коучинговый процесс. Без атмосферы доверия и безопасности клиент не сможет по-настоящему раскрыться, исследовать сложные темы и рисковать пробовать новое. Создание такого пространства — это активный процесс, и маркеры ICF нам показывают, как именно коуч может это делать.

Сила коуча часто заключается в его вопросах. Они не только продвигают клиента к цели, но и могут явно демонстрировать наше уважение, поддержку и партнерскую позицию. Давайте рассмотрим, маркеры и примеры вопросов:

Маркер 4.1: Коуч признает и уважает уникальные таланты клиента, его озарения (инсайты) и работу в коучинговом процессе.

Чтобы показать, что вы цените вклад и озарения клиента, можно спросить:

  • «Какая замечательная идея! Как она вам пришла? Что позволило вам увидеть ситуацию именно так?»
  • «Вы проделали огромную работу, чтобы прийти к этому выводу. Какая ваша внутренняя сила или уникальный талант помогли вам в этом?»
  • «Этот инсайт кажется очень глубоким. Как вы думаете, как его можно использовать для продвижения к вашей цели?»
  • «Ваш взгляд на эту проблему действительно уникален. Какие еще ваши таланты или сильные стороны вы могли бы здесь задействовать?»

Маркер 4.2: Коуч выражает поддержку, сочувствие или проявляет заботу о клиенте.

Вопросы могут создать пространство для выражения чувств и показать вашу эмпатию:

  • «Слышу, как это непросто для вас звучит. Что бы вас сейчас больше всего поддержало в этой ситуации?»
  • «Спасибо, что делитесь этим. Как вы себя чувствуете, говоря об этом сейчас?»
  • «Это звучит очень тяжело. Хотите ли вы уделить этому еще немного времени и пространства прямо сейчас?»
  • «Учитывая все, что вы описали, что вам нужно прямо сейчас, чтобы почувствовать себя немного устойчивее или спокойнее?»

Маркер 4.3: Коуч признает и поддерживает выражение клиентом его чувств, взглядов, опасений, убеждений или предположений.

Чтобы подчеркнуть совместную работу и получить отклик на свои интервенции, задайте вопросы:

  • «Я только что предложил(а) посмотреть на это с другой стороны. Как вам откликается такой взгляд? Насколько он полезен?»
  • «Мы сейчас движемся в нужном для вас темпе и направлении? Насколько полезна для вас эта часть нашего разговора?»
  • «Я могу поделиться своим наблюдением, если это будет полезно, или мы можем продолжить исследовать вашу мысль. Что бы вы предпочли сейчас?»
  • «Как вам моя интервенция/вопрос? Помогает ли это прояснить ситуацию или, возможно, уводит в сторону?»


Маркер 4.4: Коуч поддерживает партнерство с клиентом, приглашая его откликаться на вклад коуча любым образом, и принимает отклик клиента.

Чтобы подчеркнуть совместную работу и получить отклик на свои интервенции, задайте вопросы:

  • «Я только что предложил(а) посмотреть на это с другой стороны. Как вам откликается такой взгляд? Насколько он полезен?»
  • «Мы сейчас движемся в нужном для вас темпе и направлении? Насколько полезна для вас эта часть нашего разговора?»
  • «Я могу поделиться своим наблюдением, если это будет полезно, или мы можем продолжить исследовать вашу мысль. Что бы вы предпочли сейчас?»
  • «Как вам моя интервенция/вопрос? Помогает ли это прояснить ситуацию или, возможно, уводит в сторону?»

Помните, эти вопросы — не просто техника. Они должны идти от сердца, от искреннего желания создать для клиента пространство, где он чувствует себя в полной безопасности, где его слышат, ценят и поддерживают на пути к его целям. Именно такой подход и создает ту самую магию доверия, которая позволяет случаться настоящим трансформациям.

Присутствие коуча — это, пожалуй, одна из самых тонких, но и самых мощных компетенций. Это не просто ‘быть здесь’, это быть полностью настроенным на клиента — на его слова, эмоции, энергию, на то, что происходит между строк. Это та самая ‘магия момента’, когда клиент чувствует себя по-настоящему увиденным и услышанным.

Маркер 5.1: Коуч действует, основываясь на целостности личности клиента (Кто).

Здесь мы фокусируемся на личности клиента — его ценностях, убеждениях, сильных сторонах, чувствах. Вопросы могут быть такими:

  • «Учитывая вашу ценность [например, свободы], как это влияет на ваше восприятие этой ситуации?»
  • «Какая ваша уникальная черта или сильная сторона может стать опорой в решении этого вопроса?»
  • «Что ваши чувства сейчас подсказывают вам относительно этого выбора?»
  • «Как этот шаг согласуется с тем образом себя, к которому вы стремитесь?»

Маркер 5.2: Коуч действует, основываясь на том, что клиент хочет достичь в ходе сессии (Что).

Присутствие также означает удержание фокуса на запросе клиента на сессию. Вопросы для сверки:

  • «Как то, что мы сейчас обсуждаем, связано с вашей целью [назвать цель] на сегодняшнюю сессию?»
  • «Чтобы наилучшим образом использовать оставшееся время для достижения [цель сессии], на чем нам стоит сфокусироваться?»
  • «Какой самый важный шаг к [цель сессии] вы могли бы определить прямо сейчас?»
  • «Возвращаясь к вашему запросу на сессию… что будет наилучшим результатом для вас сегодня?»

Маркер 5.3: Коуч находится в партнерстве с клиентом, поддерживая выбор того, что произойдет на коуч-сессии.

Коуч не ведет сессию в одиночку, а постоянно сверяется с клиентом. Примеры вопросов:

  • «У нас есть несколько минут. Хотите ли вы исследовать [тема А] глубже, или перейти к [теме Б]?»
  • «Я могу предложить одно упражнение, которое может быть полезным здесь. Как вам такая идея? Или есть что-то другое, что вы хотели бы сделать?»
  • «Куда бы вы хотели направить наш разговор дальше, чтобы это было максимально ценно для вас?»
  • «Как вам кажется, стоит ли нам сейчас остановиться на этом моменте или двигаться дальше?»

Маркер 5.4: Коуч проявляет любопытство, чтобы узнать больше о клиенте

Искренний интерес к миру клиента — ключ к присутствию. Проявляется через вопросы:

  • «Расскажите подробнее, что именно вы имеете в виду под [ключевое слово клиента]?»
  • «Что еще важного происходит в вашей жизни сейчас, что может влиять на эту ситуацию?»
  • «Что вас по-настоящему волнует или вдохновляет в этом?»
  • «Какой ваш предыдущий опыт может быть полезен или, наоборот, мешать здесь?»

Маркер 5.5: Коуч дает пространство для тишины, пауз и рефлексии.

Присутствие — это не только слова, но и комфорт в тишине. Здесь важны действия коуча:

  • Коуч задает глубокий вопрос и сознательно делает паузу, давая клиенту время и пространство для внутреннего поиска ответа.
  • Коуч замечает невербальные сигналы клиента (например, задумчивый взгляд) и не спешит заполнять тишину, позволяя клиенту побыть со своими мыслями.
  • Коуч может активно предложить паузу: «Давайте на мгновение здесь остановимся. Что сейчас происходит внутри вас?»
  • Коуч использует тишину как инструмент, показывая своим спокойствием, что это ценное время для рефлексии, а не неловкость.

Как видите, присутствие — это активный танец с клиентом, где коуч чутко реагирует на ‘Кто’ клиента, держит фокус на ‘Что’ (цель), постоянно сверяется по поводу ‘Как’ (процесс), проявляет искреннее ‘Любопытство’ и ценит силу ‘Тишины’. Это требует практики, но именно это делает коучинг таким глубоким и эффективным.»

Активное слушание в коучинге — это гораздо больше, чем просто молчать, когда говорит клиент. Это полное погружение в мир клиента, слушание на всех уровнях: слов, эмоций, энергии, пауз, того, что не сказано. Это основа для понимания и для того, чтобы задавать действительно сильные, продвигающие вопросы.

Маркер 6.1: Коуч формулирует свои вопросы и наблюдения индивидуально, опираясь на то, что он узнал о клиенте или о его ситуации.

Мы показываем, что слушали внимательно, связывая текущий разговор с предыдущей информацией о клиенте или его ситуации.

  • «Учитывая вашу цель [назвать цель], как то, что вы сейчас описываете, приближает вас к ней?»
  • «Вы упоминали ранее о своей ценности [назвать ценность]. Как она проявляется в этой ситуации?»
  • «Помня наш прошлый разговор о [прошлая тема], какие уроки оттуда могут быть полезны сейчас?»
  • «Зная вашу команду / вашу компанию, какие специфические вызовы это создает?»

Маркер 6.2: Коуч уточняет или исследует слова, которые использует клиент.

Мы не додумываем, а уточняем значение ключевых слов для клиента.

  • «Вы использовали слово ‘[слово клиента]’. Что именно вы вкладываете в это понятие?»
  • «Когда вы говорите ‘баланс’, как выглядит идеальный баланс именно для вас?»
  • «Что стоит за фразой ‘[фраза клиента]’? Можете пояснить?»
  • «Вы назвали это ‘возможностью’. Какие еще слова могли бы описать эту ситуацию для вас?»

Маркер 6.3: Коуч уточняет или исследует эмоции клиента.

Мы помогаем клиенту осознать и понять свои чувства.

  • «Какое чувство сейчас самое сильное, когда вы об этом говорите?»
  • «Вы сказали, что чувствуете [название чувства]. Где в теле вы это ощущаете?»
  • «Как это [название чувства] влияет на ваши мысли или решения?»
  • «Что эта эмоция пытается вам сказать?»

Маркер 6.4: Коуч исследует изменения энергии клиента, невербальные или другие проявления клиента.

Мы помогаем клиенту осознать и понять свои чувства.

  • «Какое чувство сейчас самое сильное, когда вы об этом говорите?»
  • «Вы сказали, что чувствуете [название чувства]. Где в теле вы это ощущаете?»
  • «Как это [название чувства] влияет на ваши мысли или решения?»
  • «Что эта эмоция пытается вам сказать?»

Маркер 6.5: Коуч уточняет или исследует, как клиент воспринимает себя или свой мир в настоящий момент.

Мы помогаем клиенту осознать его текущее состояние и точку зрения.

  • «Как вы воспринимаете эту ситуацию прямо сейчас, в этот самый момент?»
  • «Кем вы себя ощущаете, когда рассказываете об этом?»
  • «Что для вас является самой важной правдой об этом прямо сейчас?»
  • «Как изменилось ваше видение себя / проблемы с начала нашего разговора?»

Маркер 6.6: Коуч дает возможность клиенту договорить, не перебивая, кроме тех случаев, когда коуч делает это намеренно.

Это больше про действие коуча, чем про вопрос.

  • Коуч сознательно молчит, давая клиенту полностью высказаться, даже если есть паузы.
  • Коуч использует невербальные сигналы (кивки, зрительный контакт), чтобы показать вовлеченность, не прерывая.
  • Если случайно перебил, коуч быстро извиняется и возвращает слово: «Извините, пожалуйста, продолжайте вашу мысль».
  • Коуч терпеливо ждет, пока клиент подберет слова, показывая уважение к его процессу.

Маркер 6.7: Коуч лаконично возвращает или суммирует сказанное клиентом, чтобы обеспечить для клиента ясность и понимание.

Мы помогаем клиенту структурировать его мысли.

  • Коуч говорит: «Итак, если я правильно понял(а), основные моменты — это [1], [2] и [3]. Все верно?«
  • Коуч кратко резюмирует: «То есть, вы описали [ситуация], чувствуете [эмоция] и хотите найти способ [желаемое действие]. Я точно передал(а) суть?«
  • Коуч отражает ключевую мысль: «Другими словами, для вас критически важно [ключевая мысль]?«
  • Коуч собирает несколько идей: «Похоже, все эти аспекты ([A], [B], [C]) ведут к вашему главному вопросу о [главный вопрос]. Это так?«

Активное слушание — это навык, который требует постоянной практики и осознанности. Но именно он позволяет нам по-настоящему понять клиента и помочь ему найти свои собственные ответы.

Компетенция №7 — это сердце коучинга, место, где рождаются инсайты и происходят настоящие сдвиги. Если активное слушание и присутствие создают фундамент, то пробуждение осознанности — это само строительство моста к новым возможностям клиента.

Маркер 7.1: Коуч задает вопросы о клиенте, например о его текущем способе мышления, чувствах, ценностях, потребностях, желаниях, убеждениях или поведении.

Здесь мы помогаем клиенту лучше понять его текущее состояние, его мысли, чувства, ценности, потребности, убеждения.

  • «Какие мысли сейчас крутятся у вас в голове по поводу [ситуация]?»
  • «Что вы чувствуете на самом деле, когда это происходит?»
  • «Какая ваша важная ценность здесь затронута или, наоборот, требует проявления?»
  • «Что вам действительно нужно получить или сделать в этой ситуации?»
  • «Какое убеждение о себе или о мире влияет на ваше восприятие?»

Маркер 7.2: Коуч задает вопросы, чтобы помочь клиенту выйти за пределы текущих мыслей или чувств в направлении новых или расширенных способов восприятия себя (Кто).

Эти вопросы помогают клиенту увидеть себя по-новому, обнаружить новые грани своей личности или потенциала.

  • «Если бы вы на минуту забыли о своих сомнениях, кем бы вы были в этой ситуации?»
  • «Какой новый взгляд на себя мог бы вам помочь действовать иначе?»
  • «Какую свою сильную сторону вы здесь еще не использовали?»
  • «Кем вам важно быть, чтобы справиться с этим вызовом наилучшим образом?»

Маркер 7.3: Коуч задает вопросы, которые помогают вывести исследование за пределы текущих мыслей или чувств в направлении новых или расширенных способов восприятия текущей ситуации (Что).

Здесь фокус смещается на то, чтобы увидеть саму ситуацию или проблему под другим углом.

  • «Как еще можно посмотреть на эту ситуацию? Какие есть альтернативные точки зрения?»
  • «Если бы это была не проблема, а возможность, то какая?»
  • «Что в этой ситуации вы можете контролировать, а что находится вне вашего влияния?»
  • «Какой могла бы быть эта ситуация в идеальном для вас варианте?»

Маркер 7.4: Коуч задает вопросы, чтобы помочь клиенту вывести исследование за пределы его текущего мышления, восприятия или поведения в направлении желаемого для клиента результата.

Эти вопросы помогают клиенту соединить текущее состояние с желаемым будущим и найти пути перехода.

  • «Что должно измениться в вашем подходе, чтобы вы приблизились к [цель]?»
  • «Какой самый первый, пусть даже маленький, шаг вы можете сделать в сторону желаемого результата?»
  • «Представьте, что вы уже достигли цели. Что было ключевым на этом пути?»
  • «Какие новые знания, навыки или ресурсы вам понадобятся для достижения [цель]?»

Маркер 7.5: Коуч без ощущения собственной правоты делится наблюдениями, интуицией, комментариями, мыслями или чувствами, и приглашает клиента к исследованию вербально или интонационно.

Это деликатный момент, где коуч предлагает свою перспективу как гипотезу, а не истину.

  • «У меня сложилось впечатление, что [наблюдение коуча]. Насколько это созвучно вам?»
  • «Могу я поделиться ощущением, которое у меня возникло, слушая вас? [делится ощущением]… Что вы об этом думаете?»
  • «Я заметил(а), что каждый раз, когда мы говорим о [тема], вы [описание поведения/реакции]. Любопытно, замечали ли вы это?»
  • «Моя интуиция подсказывает, что здесь может быть связь с [возможная связь]. Это просто мысль – как она вам откликается?»

Маркер 7.6: Коуч задает ясные, прямые преимущественно открытые вопросы, по одному за один раз, в темпе, который позволяет клиенту думать, чувствовать или рассуждать.

Стиль вопросов имеет огромное значение.

  • Коуч задает один вопрос, например: «Что для вас будет наилучшим исходом?» — и делает паузу, давая клиенту время подумать, вместо того чтобы сразу добавлять следующий вопрос.
  • Вопрос ясный и прямой: «Какой первый шаг вы могли бы сделать?» вместо запутанного: «Не думали ли вы о том, чтобы начать с малого, возможно, с какого-то простого действия, которое не потребует много усилий?»
  • Вопрос открытый, побуждающий к размышлению: «Какие ресурсы у вас уже есть?» вместо закрытого: «У вас есть ресурс А или Б?»
  • Темп подстраивается под клиента: коуч замечает, когда клиент глубоко задумался, и не торопит его с ответом.

Маркер 7.7: Коуч использует в основном ясный и лаконичный язык.

Коуч избегает сложного жаргона, длинных формулировок.

  • Вместо «Каковы экзистенциальные импликации данной дихотомии в вашем текущем нарративе?» коуч спрашивает: «Что это значит для вас?» или «Как это влияет на вашу жизнь?»
  • Коуч использует простые слова: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?», «Что важно?»
  • Формулировки короткие и по существу, например: «Какой вывод?», «Что дальше?»
  • Коуч избегает витиеватых конструкций, чтобы смысл вопроса был максимально понятен клиенту.

Маркер 7.8: Коуч дает клиенту возможность говорить большую часть времени.

Коуч создает условия, чтобы главный эксперт – клиент – мог проявить себя.

  • Коуч задает короткий вопрос и замолкает, всем своим видом показывая, что внимательно слушает и ждет ответа клиента.
  • Коуч минимизирует собственные истории и мнения, фокус всегда на клиенте.
  • Даже делая саммари (Маркер 6.7), коуч делает это кратко и сразу возвращает фокус клиенту: «Итак, вы сказали А и Б. Что это означает для вас?»
  • Коуч сознательно отслеживает время говорения и если замечает, что говорит слишком много, переходит к более коротким вопросам и более длительным паузам.

Освоение этих маркеров позволяет коучу стать настоящим катализатором осознанности, создавая для клиента безопасное, ясное и сфокусированное пространство для глубокой работы над собой и своими целями.

Компетенция №8 — это завершающий аккорд коучинговой сессии, но по значимости она не уступает остальным. Именно здесь инсайты и осознания (Компетенция №7) превращаются в реальные изменения в жизни клиента. Задача коуча на этом этапе — помочь клиенту ‘заземлить’ полученный опыт, интегрировать его и спланировать конкретные шаги для дальнейшего роста. Это про то, как перекинуть мостик из пространства коуч-сессии в реальную жизнь

Маркер 8.1: Коуч приглашает клиента или предоставляет ему возможность исследовать прогресс по направлению к тому, что клиент хотел достичь в этой сессии.

Сверяемся с первоначальным запросом.

  • «Возвращаясь к [цель сессии], которую вы озвучили в начале, как вы оцениваете наш прогресс сегодня?»
  • «Что самого ценного вы сегодня получили для достижения вашей цели?»
  • «Насколько результат сессии соответствует вашим ожиданиям?»
  • «Какие ключевые выводы помогут вам двигаться к [цель сессии]?»

Маркер 8.2: Коуч приглашает клиента сформулировать или исследовать то, что тот узнал в сессии о себе (Кто).

Помогаем клиенту отрефлексировать личностные инсайты.

  • «Что самого важного вы сегодня узнали о себе?»
  • «Какой главный вывод о своих сильных сторонах / ценностях / убеждениях вы делаете?»
  • «Как это новое понимание себя может повлиять на ваши будущие решения?»
  • «Кем вы себя почувствовали, когда пришли к этому осознанию?»

Маркер 8.3: Коуч приглашает клиента сформулировать или исследовать то, что тот узнал в сессии о своей ситуации (Что).

Помогаем отрефлексировать новое видение ситуации.

  • «Как изменился ваш взгляд на [ситуация] после нашего разговора?»
  • «Что нового вы поняли о внешних факторах / других людях / самой задаче?»
  • «Какое новое понимание ситуации вы уносите с собой?»
  • «Что стало самым большим открытием о [ситуация] для вас сегодня?»

Маркер 8.4: Коуч приглашает клиента рассмотреть, как тот будет использовать новое знание, полученное в коуч-сессии.

Связываем инсайты с практикой.

  • «Как вы можете применить это новое знание / понимание уже на этой неделе?»
  • «Где и когда вам может пригодиться то, что вы сегодня осознали?»
  • «Какой конкретный шаг, основанный на этом инсайте, вы готовы сделать?»
  • «Как это открытие повлияет на то, как вы будете действовать дальше?»

Маркер 8.5: Коуч выступает партнером клиента, чтобы продумать, о чем клиент будет размышлять, рефлексировать или что будет делать после сессии.

Думаем о шагах сразу после сессии.

  • «О чем вам было бы полезно подумать до нашей следующей встречи?»
  • «Какое одно небольшое действие вы могли бы предпринять в ближайшие 24 часа, чтобы закрепить результат?»
  • «Как вы можете поддержать себя в рефлексии над тем, что сегодня произошло?»
  • «Что вы хотите сделать с этими записями / мыслями после сессии?»

Маркер 8.6: Коуч в партнерстве с клиентом рассматривает, как двигаться вперед, включая ресурсы, поддержку или потенциальные барьеры.

Смотрим на более долгосрочную перспективу.

  • «Какие ресурсы вам понадобятся для реализации вашего плана?»
  • «Кто или что может вас поддержать на этом пути?»
  • «Какие возможные трудности вы предвидите и как можете к ним подготовиться?»
  • «Что поможет вам оставаться на верном пути, даже если возникнут сложности?»


Маркер 8.7: Коуч в партнерстве с клиентом разрабатывает наилучшие методы ответственности клиента перед самим собой.

Помогаем клиенту создать систему самоподдержки.

  • «Как вы будете отслеживать свой прогресс?»
  • «Что поможет вам не забыть о ваших намерениях?»
  • «Какой способ подотчетности перед самим собой для вас работает лучше всего?»
  • «Как вы поймете, что достигли желаемого в этом шаге/действии?»

Маркер 8.8: Коуч отмечает прогресс клиента и то, чему он научился.

Признание достижений клиента. (Чаще утверждения, чем вопросы).

  • «Я хочу отметить вашу смелость / глубину / ясность мысли сегодня!»
  • «Вы так здорово сформулировали свой следующий шаг!»
  • «Потрясающе, как вы смогли увидеть эту ситуацию с новой стороны!»
  • «Поздравляю вас с этими важными осознаниями!»

Маркер 8.9: Коуч в партнерстве с клиентом договаривается, как клиент хочет завершить сессию.

Совместное подведение итогов.

  • «Наше время подходит к концу. Как бы вы хотели завершить нашу сегодняшнюю встречу?»
  • «Есть ли что-то еще, что важно проговорить перед завершением?»
  • «С каким чувством / мыслью / намерением вы выходите из сессии?»
  • Коуч может предложить: «Давайте подведем итог: что самое главное вы уносите с собой?»

Грамотное завершение сессии с фокусом на этих маркерах помогает клиенту почувствовать ценность проделанной работы, укрепить уверенность в своих силах и с большей энергией двигаться к своим целям.»

Заключение

Наше подробное путешествие по ключевым компетенциям, наглядно продемонстрировало, как абстрактные принципы мастерства преобразуются в конкретные, наблюдаемые действия и, что особенно важно, в искусство задавать вопросы.

Через маркеры ICF и вопросы, что каждая компетенция и маркер не существуют изолированно: доверие и безопасность (К4) строятся на основе коучингового мышления (К2), глубокое присутствие (К5) позволяет активно слушать (К6), что, в свою очередь, является ключом к пробуждению осознанности (К7) и, наконец, к реальному развитию и росту клиента (К8) через интеграцию полученных инсайтов и планирование шагов.

Таким образом, вcе это представляет собой взаимосвязанную систему, где мастерство коуча проявляется в целостном и чутком применении всех этих навыков в динамике живой коучинговой беседы, всегда с фокусом на уникальности и потенциале клиента.


Успехов вам в вашей практике!

С верой в ваш потенциал,
Вера Дерипаско, MCC ICF.

Вера Дерипаско

Основатель Высшей Школы Коучинга и коуч высшей международной квалификации MCC ICF, опирается на обширный фундамент знаний, полученных в ходе высшего образования в области психологии (со специализациями в системной терапии, КПТ и гештальте). С 2018 года приобрела более 4000 часов практического опыта, сфокусировавшись на Executive и бизнес-коучинге. Автор программы Международный профессиональный коуч, получившей аккредитацию Level 2 ICF в Международной Федерации Коучинга (ICF).

Coach Journal
Добавить комментарий