Модель OSKAR: Решение-ориентированный подход в коучинге и психологической практике

модель OSCAR Модели коучинга

Введение

В арсенале помогающих практиков – коучей, психологов, консультантов – структурированные модели играют ключевую роль. Они служат своего рода дорожной картой, направляя беседу, обеспечивая охват важных аспектов и способствуя последовательности в работе.

Модели помогают как начинающим, так и опытным специалистам структурировать сессии, делая процесс более управляемым и результативным. При этом важно понимать, что не существует универсальной модели, подходящей для всех клиентов и ситуаций.

Различные фреймворки предлагают разные фокусы и инструменты, и наличие нескольких моделей в арсенале позволяет практику гибко подходить к потребностям клиента.

Что за модель OSKAR?

Одной из таких мощных и все более популярных моделей является OSKAR – решение-ориентированный (solution-focused) подход к коучингу и содействию изменениям. В отличие от подходов, концентрирующихся на анализе проблем, OSKAR смещает фокус на поиск решений, выявление и усиление сильных сторон клиента, а также на использование уже имеющихся у него ресурсов.

OSKAR расшифровывается следующим образом:

  • Outcome (Результат)
  • Scaling (Шкалирование)
  • Know-how (Знания и ресурсы)
  • Affirmation & Action (Подтверждение и Действие)
  • Review (Обзор/Анализ достигнутого)

На сколько актуальна модель OSKAR?

Модель OSKAR представляет особую ценность для действующих коучей, психологов и тех, кто стремится стать помогающим практиком. Ее структурированный, но гибкий характер делает ее относительно легкой для освоения новичками, одновременно предоставляя глубину и нюансы для опытных профессионалов.

OSKAR применима в различных контекстах помогающей практики, включая лайф-коучинг, карьерный коучинг, коучинг на рабочем месте, а также может быть интегрирована в психологическую практику при работе над достижением конкретных целей и поведенческими изменениями.

Важно отметить, что коучинг и психотерапия – это разные дисциплины, но они могут использовать схожие инструменты и подходы, особенно когда речь идет о движении к будущему и фокусировке на целях.

Ключевым аспектом модели является ее способность укреплять уверенность клиента в собственных силах и поощрять принятие ответственности за результат, что является фундаментальным для успешной работы любого помогающего практика.

Истоки и ключевая философия OSKAR

Модель OSKAR не возникла в вакууме. Ее методологические и философские корни уходят в Краткосрочную Терапию, Ориентированную на Решение (Solution-Focused Brief Therapy, SFBT). Этот подход, разработанный Стивом де Шейзером, Инсу Ким Берг и их коллегами, произвел революцию в психотерапии, предложив радикально иной взгляд на процесс изменений.

Вместо глубокого анализа причин проблем и погружения в прошлое клиента, SFBT фокусируется на:

  • Конструировании желаемого будущего: Помощи клиенту в четком представлении того, какой он хочет видеть свою жизнь, когда проблема будет решена.
  • Поиске «исключений»: Выявлении моментов, когда проблема отсутствовала или была менее выражена, и анализе того, что клиент делал по-другому в эти моменты.
  • Активации ресурсов и сильных сторон клиента: Вере в то, что у клиента уже есть все необходимое для решения его задач, и помощи в обнаружении и использовании этих ресурсов.
  • Принципе «если что-то работает – делай этого больше»: Усилении тех стратегий и действий, которые уже приносят положительные результаты.

OSKAR напрямую переносит эти принципы SFBT в структуру коучинговой беседы. Модель изначально ориентирована на поиск того, что уже работает, и на его усиление, что отличает ее от традиционных подходов к решению проблем, часто начинающихся с диагностики «неисправностей».

Понимание этой связи с SFBT имеет не только историческое значение. Оно раскрывает саму суть модели OSKAR и объясняет, почему такие этапы, как «Know-how» (Знания и ресурсы) и «Affirmation» (Подтверждение), занимают в ней центральное место. Философия SFBT предполагает, что решения уже существуют в опыте клиента. Следовательно, OSKAR целенаправленно направляет коуча и клиента на поиск и использование имеющихся у клиента знаний, навыков и успехов (Know-how), а также на признание и закрепление позитивных сдвигов (Affirmation). Это отличает OSKAR от моделей, которые могут уделять больше внимания анализу «проблемной зоны» или разрыва между текущим и желаемым состоянием, прежде чем перейти к поиску решений.

Разработка и авторство

Наиболее авторитетные источники связывают разработку модели OSKAR с британскими консультантами Марком Маккергоу (Mark McKergow) и Полом Джексоном (Paul Z. Jackson). Они представили модель примерно в 2002 году и подробно описали ее в своей книге «The Solutions Focus: Making Coaching and Change SIMPLE» («Фокус на решении: Делая коучинг и изменения ПРОСТЫМИ»).

В некоторых источниках упоминаются другие авторы – Эндрю Гилберт (Andrew Gilbert) и Карен Уитлворт (Karen Whittleworth), а также используется акроним OSCAR. Иногда в модели OSCAR буква ‘C’ расшифровывается как «Choices/Consequences» (Выборы/Последствия) или «Context» (Контекст), а ‘A’ – как «Assets» (Активы).

Эта некоторая путаница в авторстве и акронимах, вероятно, отражает естественный процесс эволюции коучинговых моделей, когда схожие идеи могут развиваться параллельно или адаптироваться разными авторами. Однако версия OSKAR, предложенная Маккергоу и Джексоном, наиболее тесно и последовательно связана с философией SFBT и подробно описана в их основополагающей работе. Поэтому данная статья фокусируется именно на этой версии, признавая при этом существование вариаций. Это важно для практикующих специалистов, чтобы понимать, с какой именно версией модели они работают, если они встретят другие источники.

Ключевые принципы OSKAR

Модель OSKAR базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. Фокус на решениях, а не на проблемах:
    Основное внимание уделяется желаемому будущему и шагам к нему, а не анализу причин трудностей.
  2. Акцент на имеющихся ресурсах и сильных сторонах:
    Модель помогает клиенту обнаружить и использовать его существующие знания, навыки, прошлые успехи и сильные стороны (Know-how).
  3. Ориентация на будущее:
    Четкое определение желаемого результата (Outcome) и построение пути к нему.
  4. Использование шкалирования:
    Применение простой шкалы для оценки прогресса, определения текущей позиции и выявления небольших, достижимых шагов.
  5. Важность подтверждения (Affirmation):
    Признание и усиление позитивных сдвигов, усилий и сильных сторон клиента для поддержания мотивации и уверенности.
  6. Партнерство и сотрудничество:
    Коуч/практик и клиент работают как равные партнеры в поиске решений.

Подробное руководство по этапам OSKAR

Важно понимать, что этапы OSKAR – это не жесткий алгоритм, а гибкий каркас для коучинговой беседы. Коуч адаптирует время и глубину проработки каждого этапа в зависимости от потребностей клиента и динамики сессии.

Модель помогает коучу оставаться сфокусированным, но не ограничивает естественное течение диалога. Примечательно, что OSKAR уделяет внимание не только конкретным действиям, но и моделям поведения, мышления и способам функционирования клиента, что придает ей дополнительную глубину. Это делает модель особенно релевантной для психологов, использующих коучинговые инструменты, так как позволяет затрагивать более глубинные аспекты изменений.

O — Outcome (Результат): Определение пункта назначения

Цель этапа: Прояснить, какого конкретного результата клиент хочет достичь в рамках данной коуч-сессии или в долгосрочной перспективе относительно обсуждаемого вопроса. Четко сформулированный результат задает направление всей дальнейшей работе и помогает сфокусировать усилия.

Процесс: Коуч использует открытые вопросы, чтобы помочь клиенту сформулировать ясное, конкретное, позитивное и измеримое видение успеха. На этом этапе могут использоваться техники из SFBT, такие как описание «Идеального будущего» (Future Perfect) или «Чудесный вопрос» (Miracle Question), помогающие клиенту ярко представить желаемую реальность.

Принципы постановки целей SMART (Specific – Конкретный, Measurable – Измеримый, Achievable – Достижимый, Relevant – Значимый, Time-bound – Ограниченный по времени) также могут быть интегрированы для большей четкости. Важно также исследовать значимость этого результата для клиента и его потенциальное влияние на другие сферы жизни.

Примеры вопросов:

  • «Чего бы вы хотели достичь в результате нашей сегодняшней сессии?»
  • «Какова ваша долгосрочная цель в этой ситуации/по этому вопросу?»
  • «Как вы поймете, что достигли желаемого результата? Что будет происходить иначе? Как вы будете себя чувствовать?»
  • «Представьте, что чудо произошло, и ваша цель достигнута. Что изменилось? Что вы видите, слышите, чувствуете? Что замечают другие?» (Адаптировано из «Чудесного вопроса»)
  • «Почему для вас важно достичь этого результата? Какое значение это имеет для вас?»

S — Scaling (Шкалирование): Измерение дистанции

Цель этапа: Помочь клиенту оценить его текущее положение относительно желаемого результата. Что не менее важно, шкалирование позволяет выявить то, что уже работает и помогает клиенту находиться на текущем уровне. Кроме того, этот этап делает цель более достижимой, фокусируя внимание на небольших, конкретных шагах для продвижения вперед.

Процесс: Используется простая шкала, обычно от 1 до 10, где 10 – это полное достижение желаемого результата (Outcome), а 1 (или 0) – отправная точка или наихудшее состояние дел. Коуч просит клиента оценить свое текущее положение на этой шкале. Ключевой момент – не просто зафиксировать цифру, а исследовать:

  1. Что позволяет клиенту находиться на этой отметке, а не ниже? (Это выявляет существующие ресурсы и успешные действия).
  2. Как будет выглядеть продвижение на один балл вверх (например, с 5 до 6) в конкретных действиях, мыслях или ощущениях?

Примеры вопросов:

  • «Если представить шкалу от 1 до 10, где 10 – это полное достижение вашей цели [сформулированной на этапе Outcome], а 1 – это самое начало пути (или наихудшая ситуация), где бы вы расположили себя прямо сейчас?»
  • «Вы отметили, что находитесь на [X]. Это уже значительный результат! Что вам уже помогает быть на этом уровне? Какие ваши действия, знания или ресурсы способствуют этому?»
  • «Что бы изменилось, если бы вы продвинулись всего на один балл, до [X+1]? Что бы вы делали по-другому? Что бы вы заметили? Как бы вы себя чувствовали?»
  • «Какой небольшой шаг мог бы помочь вам перейти с [X] на [X+1]?»

K — Know-how (Знания и ресурсы): Обнаружение сокровищ

Цель этапа: Выявить и актуализировать имеющиеся у клиента знания, навыки, сильные стороны, прошлый успешный опыт и доступные ресурсы (как внутренние, так и внешние), которые могут быть использованы для достижения цели. Этот этап направлен на укрепление уверенности клиента в своих силах и смещение фокуса на его компетентность.

Процесс: Коуч помогает клиенту исследовать моменты, когда он успешно справлялся с похожими задачами или демонстрировал релевантные навыки. Задаются вопросы о доступных ресурсах, поддерживающем окружении, а также о возможных пробелах в знаниях или навыках, которые, возможно, потребуется восполнить. Этот этап подчеркивает важность обучения и исследования в процессе коучинга.

Примеры вопросов:

  • «Какие ваши знания, навыки, качества или сильные стороны уже сейчас помогают вам двигаться к цели? (Возможно, те, что вы упомянули, когда мы обсуждали вашу оценку [X] по шкале).»
  • «Вспомните ситуацию в прошлом, когда вы успешно справились с чем-то похожим. Что вы тогда сделали? Что вам помогло?»
  • «Бывают ли моменты, когда желаемый результат [Outcome] уже частично проявляется в вашей жизни, хотя бы немного? Что вы делаете по-другому в эти моменты?» (Вопрос об «исключениях»)
  • «Какие ресурсы – люди, информация, инструменты, время – у вас уже есть или могут понадобиться для достижения цели?»
  • «Есть ли что-то, что вам нужно узнать или чему научиться, чтобы продвинуться вперед?»
  • «Если бы мы спросили ваших коллег/друзей/близких, что бы они назвали вашими сильными сторонами в этой области?»

A — Affirm & Action (Подтверждение и Действие): Празднование прогресса и планирование шагов

Цель этапа: Двойная. Во-первых, подтвердить (Affirm) – признать и усилить сильные стороны клиента, его прогресс и эффективные стратегии, выявленные на предыдущих этапах.

Во-вторых, спланировать Действия (Action) – совместно с клиентом разработать конкретные, выполнимые следующие шаги, которые он предпримет для движения к цели.

Процесс: Коуч вербально отмечает и позитивно подкрепляет способности клиента и уже достигнутые успехи («Affirm»). Затем фокус смещается на будущее: коуч помогает клиенту определить конкретные, небольшие и реалистичные шаги, которые он готов предпринять до следующей встречи или обзора.

Особое внимание уделяется первому или следующему маленькому шагу, чтобы сделать начало движения максимально легким. Важно также прояснить обязательства клиента по выполнению этих шагов, возможные сроки и способы отслеживания прогресса.

Примеры подтверждающих фраз (Affirm):

  • «Меня действительно впечатляет, как вы [упомянуть конкретное действие, навык или качество, выявленное на этапе Know-how]. Это говорит о вашей [сила клиента].»
  • «Замечательно, что вы уже используете [X]. Судя по всему, это эффективная стратегия для вас.»

Примеры вопросов для планирования действий (Action):

  • «Исходя из всего, что мы обсудили, какой самый первый, пусть даже небольшой, шаг вы готовы сделать в ближайшее время?»
  • «Какие конкретные действия вы планируете предпринять до нашей следующей встречи/обзора?»
  • «Что именно нужно сделать, чтобы продвинуться с вашей текущей оценки [X] хотя бы до [X+1] по шкале?»
  • «Когда вы планируете это сделать? Какой срок вы себе устанавливаете?»
  • «Какая поддержка вам может понадобиться для выполнения этих шагов? От кого или от чего?» 1
  • «Насколько вы привержены выполнению этого действия? Оцените по шкале от 1 до 10.» (Если оценка низкая, можно исследовать причины и пересмотреть действие).

R — Review (Обзор/Анализ достигнутого): Обучение и адаптация

Цель этапа: Оценить прогресс, достигнутый в результате предпринятых действий, проанализировать, что сработало хорошо и почему, извлечь уроки из опыта, отпраздновать успехи и скорректировать план дальнейших действий. Этот этап способствует подотчетности и непрерывному совершенствованию.

Процесс: Обычно этап «Обзор» проводится в начале следующей коуч-сессии. Ключевой вопрос здесь: «Что стало лучше?».9 Часто снова используется шкалирование для измерения прогресса. Коуч помогает клиенту проанализировать, какие именно действия привели к изменениям, и какой эффект эти изменения оказали.

Важно отметить и отпраздновать даже небольшие успехи. На основе этого анализа принимается решение о следующих шагах, что может означать возвращение к любому из предыдущих этапов OSKAR для уточнения цели, ресурсов или планирования новых действий.

Примеры вопросов:

  • «Что изменилось к лучшему с момента нашей последней встречи?»
  • «Расскажите о тех шагах, которые вы предприняли.»
  • «Что именно вы делали по-другому, что способствовало этим позитивным изменениям?»
  • «Если снова обратиться к шкале от 1 до 10, где бы вы расположили себя сейчас по отношению к цели?» (Сравнить с предыдущей оценкой)
  • «Какой эффект оказали предпринятые вами действия? Как это повлияло на вас/ситуацию?»
  • «Какие выводы вы сделали из этого опыта? Чему вы научились?»
  • «Что вы планируете делать дальше, учитывая этот опыт?»

Практические примеры и сценарии модели OSKAR

Теоретическое понимание модели OSKAR оживает при рассмотрении ее практического применения. Гибкость модели позволяет адаптировать ее к широкому спектру запросов, с которыми сталкиваются коучи и психологи.

Иллюстративные сценарии применения

Карьерный коучинг: Клиент хочет сменить профессию или получить повышение.

  • Outcome: Получить новую должность [X] в течение 6 месяцев.
  • Scaling: Оценка текущего прогресса в поиске работы (например, 3/10). Что помогает быть на 3? (Например, обновленное резюме).
  • Know-how: Существующие навыки, опыт прошлых успешных собеседований, контакты в индустрии, сильные стороны (например, коммуникабельность).
  • Affirm & Action: Подтверждение сильных сторон. Действия: адаптировать резюме под конкретные вакансии, активировать нетворкинг (связаться с 5 людьми), пройти пробное собеседование.
  • Review: Сколько резюме отправлено, сколько контактов установлено, какие отзывы получены, как изменилась оценка по шкале?

Развитие навыков (для психолога): Психолог хочет освоить и уверенно применять новый терапевтический метод.

  • Outcome: Уверенно использовать метод [Y] с клиентами к концу квартала.
  • Scaling: Текущий уровень уверенности (например, 4/10). Что дает эту уверенность? (Пройденное обучение).
  • Know-how: Общие терапевтические навыки, знания из обучения, опыт работы с клиентами, доступ к супервизии.
  • Affirm & Action: Подтверждение существующих терапевтических компетенций. Действия: обсудить случаи с супервизором, прочитать 2 статьи по теме, попробовать отдельные элементы метода с 3 клиентами (с их согласия).
  • Review: Как изменился уровень уверенности? Каковы результаты применения элементов метода? Какие инсайты получены от супервизора?

Преодоление блоков (для коуча): Начинающий коуч испытывает трудности с привлечением клиентов.

  • Outcome: Получать 3-4 стабильных запроса на коучинг в месяц.
  • Scaling: Текущее количество запросов (например, 1/10). Что привело к этому одному запросу? (Рекомендация знакомого).
  • Know-how: Пройденное обучение коучингу, успешные сессии с первыми клиентами, понимание своей ниши, опыт ведения соцсетей (даже личных). Пример из практики: «Я сам искал клиентов, через друзей и знакомых».
  • Affirm & Action: Подтверждение коучинговых навыков и успехов с первыми клиентами. Действия: четче сформулировать свое предложение для целевой аудитории, разработать контент-план для соцсетей, попросить отзывы у довольных клиентов.
  • Review: Сколько новых запросов получено? Какие каналы сработали? Как изменилась оценка по шкале?

Примеры из практики:

Кейс 1: Перегруженный менеджер

  • Ситуация: Менеджер чувствует себя постоянно перегруженным, работает сверхурочно, испытывает стресс.
  • Outcome: Чувствовать себя спокойнее на работе, уходить вовремя.
  • Scaling: Текущий уровень стресса 8/10 (где 10 — максимальный стресс).
  • Know-how: Менеджер хорошо умеет делегировать задачи, но ему трудно говорить «нет» и устанавливать границы.
  • Affirm & Action: Коуч подтверждает навык делегирования («Здорово, что вы умеете эффективно распределять задачи»). Действия: практиковать отказы на несущественные запросы (например, начать с одного раза в день), использовать техники планирования времени (например, матрицу Эйзенхауэра), блокировать время в календаре для сфокусированной работы.
  • Review (на следующей сессии): Удалось ли отказывать? Как это повлияло на нагрузку и самочувствие? Какие техники планирования были применены и с каким результатом? Как изменился уровень стресса по шкале?

Кейс 2: Коуч развивает бизнес

  • Ситуация: Коуч (в данном случае автор примера) работает над развитием своего фриланс-бизнеса и чувствует, что «топчется на месте».
  • Процесс: В рамках 15-минутной парной коуч-сессии с использованием OSKAR, коуч (выступая в роли клиента) смог четко сформулировать цели (Outcome), исследовать свои ресурсы, прошлый опыт и знания (Know-how), рассмотреть варианты действий и, самое главное, определить конкретные, управляемые первые шаги (Action).
  • Результат: Короткая, структурированная беседа позволила ускорить мышление по теме, которая обдумывалась неделями. Появилась ясность, сфокусированность, мотивация и энергия для действий. Важно, что «коуч» в этой сессии не давал советов, а лишь задавал вопросы по модели OSKAR, что позволило клиенту (автору) почувствовать себя способным и ресурсным, как будто он сам нашел все решения. Это подчеркивает мотивирующую силу подхода, основанного на ресурсах клиента.

Примеры диалогов

Этап Scaling:

  • Коуч: «По шкале от 1 до 10, насколько вы близки к своей цели прямо сейчас?»
  • Клиент: «Думаю, где-то на 4.»
  • Коуч: «Отлично, 4 – это уже немало! Что помогает вам быть именно на 4, а не на 1 или 2? Какие ваши действия или качества этому способствуют?»

Этап Know-how:

  • Коуч: «Расскажите о времени, когда вам удавалось успешно управлять своим временем, даже если это было в другой ситуации.»
  • Клиент: «Ну, когда я готовился к экзаменам в университете, я составлял четкий план и придерживался его…»
  • Коуч: «Интересно! Какие элементы того плана или подхода могли бы быть полезны вам сейчас?»

Эти примеры иллюстрируют, как структура OSKAR направляет беседу к выявлению ресурсов и планированию конкретных шагов, ориентированных на решение.

Сравнение OSKAR с моделью GROW

Чтобы лучше понять уникальность и преимущества OSKAR, полезно сравнить ее с другой широко известной и часто используемой коучинговой моделью – GROW.

Краткий обзор модели GROW

Модель GROW, популяризированная сэром Джоном Уитмором, является одной из самых распространенных структур для коучинговых бесед. GROW расшифровывается следующим образом:

  • Goal (Цель): Чего хочет достичь клиент? (Аналогично Outcome в OSKAR).
  • Reality (Реальность): Какова текущая ситуация? Что происходит сейчас? Какие препятствия существуют?
  • Options (Варианты/Возможности): Какие существуют пути достижения цели? Что можно сделать?
  • Will / Way Forward (Намерение/План действий): Что конкретно клиент сделает? Каковы будут первые шаги? Какова приверженность этим шагам?

Модель GROW логична, проста для понимания и помогает структурировать беседу от постановки цели до планирования действий.

Выделение различий

Хотя обе модели направлены на достижение целей, между OSKAR и GROW существуют существенные различия в философии и структуре:

Философская основа: OSKAR явно базируется на принципах решение-ориентированного подхода (SFBT), с самого начала фокусируясь на том, «что работает» и на желаемом будущем. GROW, хотя и ориентирована на цель, часто предполагает более детальное исследование «Реальности», включая проблемы и препятствия, прежде чем переходить к поиску «Вариантов». OSKAR стремится минимизировать «разговор о проблеме».

Структурные элементы: OSKAR включает уникальные, явно выделенные этапы, которых нет в GROW:

  • Scaling (Шкалирование): Позволяет количественно оценить прогресс и сфокусироваться на небольших шагах.
  • Know-how (Знания и ресурсы): Целенаправленно выявляет существующие сильные стороны и прошлые успехи клиента на раннем этапе.
  • Affirmation (Подтверждение): Встроенный элемент признания и усиления позитивных аспектов.
  • Review (Обзор): Обеспечивает структурированный механизм для последующего анализа прогресса и обучения. В GROW этап «Will» фокусируется на первоначальной приверженности действиям , а обзор прогресса подразумевается, но не является формальным этапом модели.
  • Фокус: Некоторые источники отмечают, что OSKAR может в большей степени фокусироваться на изменении поведения и способов мышления, в то время как GROW – на планировании конкретных действий.

Уникальные сильные стороны OSKAR (в сравнении с GROW)

Благодаря своим структурным и философским особенностям, OSKAR предлагает ряд уникальных преимуществ:

Немедленная оценка и фокус на прогрессе (Scaling): Шкалирование дает клиенту и коучу мгновенный срез текущей ситуации и делает прогресс измеримым и видимым, мотивируя движение вперед небольшими шагами.

Ранняя активация ресурсов (Know-how): Целенаправленный поиск и обсуждение имеющихся у клиента знаний, навыков и прошлых успехов на этапе Know-how значительно повышает его уверенность в себе и веру в свои способности с самого начала процесса. Модель также допускает обмен знаниями и опытом.

Встроенное подкрепление (Affirmation): Регулярное подтверждение сильных сторон и достижений клиента является мощным мотиватором и способствует созданию позитивной, поддерживающей атмосферы.

Энергия решение-ориентированного подхода: Постоянный фокус на решениях, возможностях и позитивных изменениях может быть более вдохновляющим и менее утомительным для клиента, чем длительное обсуждение проблем.9 Акцент на небольших действиях делает задачи выполнимыми.

Таблица: Сравнение моделей OSKAR и GROW

Для наглядности представим ключевые различия в виде таблицы. Понимание этих различий поможет практикующим специалистам осознанно выбирать наиболее подходящую модель для конкретного клиента и запроса, особенно тем, кто только начинает свой путь в коучинге или психологии и знакомится с различными инструментами.

ХарактеристикаМодель OSKARМодель GROW
Акроним/ЭтапыOutcome, Scaling, Know-how, Affirm & Action, ReviewGoal, Reality, Options, Will/Way Forward
Ключевая философияРешение-ориентированный подход (SFBT), фокус на «что работает», будущееЦелеполагание, исследование разрыва между целью и реальностью, затем варианты
Отправная точкаOutcome (Желаемый результат)Goal (Цель)
Оценка текущего состоянияScaling (Шкала 1-10, фокус на том, что уже есть и что нужно для +1 балла)Reality (Исследование текущей ситуации, включая препятствия и контекст)
Идентификация ресурсов/вариантовKnow-how (Фокус на существующих знаниях, навыках, успехах, ресурсах)Options (Генерация идей и возможных путей достижения цели после анализа Reality)
Планирование действийAffirm & Action (Подтверждение + конкретные, часто небольшие, шаги)Will/Way Forward (Определение конкретных шагов и проверка приверженности)
Обзор/ПодотчетностьReview (Формальный этап для обзора прогресса, обучения и адаптации)Подразумевается в Will или требует отдельного планирования
Ключевые техникиШкалирование, Вопросы об исключениях, «Чудесный вопрос», ПодтверждениеОткрытые вопросы, Мозговой штурм вариантов, Проверка мотивации и приверженности

Преимущества модели OSKAR

Применение модели OSKAR приносит ощутимые выгоды как для помогающих практиков (коучей, психологов), так и для их клиентов. Эти преимущества тесно взаимосвязаны и вытекают из самой решение-ориентированной природы модели.

  • Расширение возможностей клиентов и развитие ответственности: Подход OSKAR, фокусирующийся на решениях и внутренних ресурсах клиента (Know-how), наделяет его силой, подчеркивая его компетентность и способность справляться с вызовами. Клиенты активно участвуют в поиске собственных решений , что естественным образом повышает их чувство ответственности за результат и приверженность действиям.
  • Укрепление уверенности через сильные стороны и подтверждение: Целенаправленное выявление и обсуждение сильных сторон, навыков и прошлых успехов (Know-how), а также регулярное признание прогресса и усилий (Affirmation) существенно повышают самооценку и уверенность клиента в своих силах. Это особенно ценно для клиентов, которые столкнулись с трудностями, неудачами или находятся в ситуации неопределенности.
  • Повышение мотивации и вовлеченности: Концентрация на позитивных изменениях, достижимых небольших шагах (благодаря Scaling и Action) и регулярное подтверждение успехов поддерживают высокий уровень мотивации на протяжении всего процесса коучинга. Атмосфера сотрудничества и партнерства способствует большей вовлеченности клиента, который чувствует себя услышанным и понятым.
  • Обеспечение структуры и ясности, особенно для начинающих: Четкая пятиэтапная структура OSKAR служит надежным ориентиром для начинающих коучей или психологов, применяющих коучинговые методы. Она помогает поддерживать логику беседы, гарантирует охват ключевых аспектов и придает уверенность самому практику.
  • Универсальность и адаптивность: Модель успешно применяется в самых разных контекстах: коучинг на рабочем месте, лайф-коучинг, карьерный коучинг, развитие лидерства, а также может быть полезна в рамках психологического консультирования при работе с конкретными целями и поведенческими изменениями. Она подходит как для индивидуальной, так и для командной работы , и даже может использоваться для самокоучинга и самоанализа.

Взаимосвязь этих преимуществ создает позитивную спираль изменений. Выявление сильных сторон (Know-how) дает материал для Подтверждения (Affirmation). Подтверждение укрепляет уверенность и мотивацию. Уверенность и фокус на ресурсах расширяют возможности клиента и побуждают его к Действию (Action). Успешные действия приводят к позитивным изменениям, которые отмечаются на этапе Обзора (Review), что снова укрепляет уверенность и мотивацию. Таким образом, сама структура модели, основанная на решение-ориентированной философии, способствует устойчивому прогрессу.

Как внедрить OSKAR в свою практику:

Осознание преимуществ OSKAR – это первый шаг. Следующий – успешное внедрение модели в свою практику. Вот несколько рекомендаций, особенно актуальных для начинающих коучей и психологов.

  1. Пробуйте! Начните с тренировочных сессий с коллегами или с клиентами, которым подходит решение-ориентированный фокус.
  2. Освойте вопросы: Практикуйте ключевые вопросы для каждого этапа. Старайтесь задавать открытые вопросы («Что?», «Как?») вместо «Почему?».
  3. Стройте раппорт: Модель – лишь инструмент. Главное – доверие и партнерство с клиентом. Слушайте активно, будьте в контакте.
  4. Не торопитесь на этапе Outcome: Ясность цели – залог успеха.
  5. Исследуйте Scaling: Всегда спрашивайте: «Что уже помогает быть на этой цифре?».
  6. Цените Know-how: Уделяйте этому этапу достаточно времени – это источник силы клиента.
  7. Будьте искренни в Affirmation: Подтверждайте конкретные вещи.
  8. Делайте Action маленькими: Шаги должны быть реалистичными и инициированы клиентом. Используйте Review системно: Это двигатель прогресса.
  9. Будьте гибкими: Не следуйте модели слепо. Адаптируйте ее под живой разговор.
  10. Знайте границы: Если клиенту нужна глубокая работа с прошлым или травмой, OSKAR может быть недостаточно – здесь нужна психотерапия.

Заключение

Модель OSKAR – прекрасный инструмент в нашей копилке. Она помогает строить партнерские отношения, укреплять веру клиента в себя и двигаться к результатам через фокус на решениях и сильных сторонах.

Не бойтесь экспериментировать, адаптировать модель OSKAR под себя и своих клиентов. Ведь наша работа – это искусство помогать людям раскрывать их собственные возможности. И OSKAR дает для этого отличную, вдохновляющую структуру.

Успешной вам практики!

Вера Дерипаско

Основатель Высшей Школы Коучинга и коуч высшей международной квалификации MCC ICF, опирается на обширный фундамент знаний, полученных в ходе высшего образования в области психологии (со специализациями в системной терапии, КПТ и гештальте). С 2018 года приобрела более 4000 часов практического опыта, сфокусировавшись на Executive и бизнес-коучинге. Автор программы Международный профессиональный коуч, получившей аккредитацию Level 2 ICF в Международной Федерации Коучинга (ICF).

Coach Journal
Добавить комментарий